?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Поездкой в Калининград мы закрыли очередной сезон поездок по городам и весям. Проведя еще несколько десятков разных встреч, я решила резюмировать наш опыт.
Очень хочется, чтобы встречи с детьми доставляли удовольствие и нам, писателям, и, собственно, детям. И очень жалко, если какая-то мелочь портит впечатление или мешает.
Это нельзя рассматривать как универсальную памятку для встречи с писателями, потому что все писатели разные. Очень важно, устраивая встречу, поинтересоваться именно у этого, конкретного писателя желательным форматом и видом предстоящего действа.
Простите, буду писать даже самые очевидные вещи.

  1. Всем приглашенным на встречу должно быть удобно.
    Иногда люди приходят сами, «самотеком», и тогда невозможно рассчитать заранее их количество. Тут никаких претензий быть не может. Но если встреча организуется в школе или в библиотеке, то не надо набивать в класс 75 человек, 350 первоклассников в актовый зал или приглашать три отряда в библиотеку, которая с трудом вмещает пятнадцать человек.

Если детям негде сесть, если они начинают толкаться по трое на одном стуле, если их начинают сажать выступающему за спину, если начинаются доносы лавок из спортзала, но можно с уверенностью сказать, что встреча не получится.
Через пятнадцать минут станет душно, двум третям будет не слышно, половина будет непрерывно выяснять, кто где сидит, пересаживаться и толкаться.
Поэтому железное правило ― детям должно быть комфортно. Сидеть удобно. Помещение должно быть проветрено.
Что делать, если детей потенциально много? Приглашать не всех.
Критерий отбора детей на встречу очень простой ― пусть придут те, кто хочет.
Лучше две короткие встречи на пятьдесят человек, чем одна длинная на сто. А еще лучше, если из этих ста придут десять-двадцать, которым действительно интересно.
Часто говорят «они все хотят» — и врут. Потому что не «они все хотят», а взрослым проще запихать на встречу всех, без разбора.


  1. Пожалуйста, всегда оговаривайте ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ. Да, именно так, жирно и крупно. Например, мы с соавтором не пишем для начальной школы! Маленькие дети идут на встречу с нами, как на клоунов, и, естественно, им через десять минут становится скучно.  Если согнать в зал 350 младшешкольников, то встреча не получится.

Что делать, если нужна встреча с маленькими? Приглашать других писателей.  Или жестко ограничивать количество детей (один класс) и дать нам возможность самим регулировать время встречи. Возможно, им будет достаточно двадцати минут.


  1. Возраст приглашенных должен быть примерно одинаков. 5-6 класс. 7-8 класс. 6-7 класс…

Если в зале сидят второклассники вместе с десятиклассниками, встреча не получится.
Что делать, если желающие разновозрастные?  Разбить на две встречи или дать нам возможность отпустить маленьких через двадцать минут, а потом уже спокойно поговорить с теми, кто постарше.

И вот у нас есть аудитория с подростками. Все сидят, всем удобно. Что нам нужно сделать дальше?
Дальше наша задача создать атмосферу, в которой можно было бы разговаривать. Это тонкая вещь, и очень много зависит от первых пяти минут встречи. Чаще всего, эти первые минуты говорит ведущий, поэтому у нас накопилось несколько просьб:

  1. Говорить коротко и по существу. Обязательный текст примерно таков: «Сегодня у нас в рамках ­­­­­­­­­­­­­­________ фестиваля по приглашению ___________ библиотеки в гостях писатели из ______________ фамилия/ имя. Все.

  2. Говорить с учетом возраста собравшихся. Больно слушать, когда к восьмиклассникам начинают обращаться «Дорогие ребята!», а жалко второклашек, которым рассказывают про успехи, которыми в культурном плане гордится область, регион или губерния.

  3. Если есть презентация, то не надо ее показывать. Презентация хороша, когда нужно подготовить собравшихся к встрече. Но когда писатель уже здесь, живой и настоящий, то он сам все расскажет. Поверьте, во время просмотра такой презентации чувствуешь себя, мягко говоря, неловко.

  4. Пожалуйста, не надо перечислять премии и регалии. Это долго и скучно.

  5. Пожалуйста, не надо рассказывать наши биографии. Дайте детям возможности самим спросить, что им интересно.

  6. Пожалуйста, не надо пересказывать наши книги. Мы сами это сделаем, если будет нужно.

  7. Пожалуйста, не надо устраивать концерт художественной самодеятельности. Кроме случаев, когда дети сами именно нам что-то хотят показать.


Нам, правда, очень важно, чтобы присутствующие подростки расслабились, выдохнули и почувствовали себя уютно.
Если встреча начинается с рева: «А ну быстро убрали все со столов! Ведите себя прилично! Вы на встречу с писателями пришли!» ― встреча не получится.
Если детей пригнали насильно, они не обязаны вести себя прилично.
Если они пришли добровольно, они сами уберут телефоны, когда будет нужно.
Если они будут болтать, мы вежливо попросим их выйти.
Если будет совсем плохо, мы остановим встречу и поговорим о взаимном уважении, о необходимости иметь свое мнение и о том, что нужно иметь смелость уйти со скучного для тебя мероприятия.

Если вы берете на себя труд вести встречу, бывает и такой формат, то наша с вами общая задача помнить, что встреча у нас с детьми.

  1. Если дети и подростки начали задавать вопросы ― взрослые должны молчать. Если взрослые хотят поговорить, то мы сделаем отдельную встречу со взрослыми. Ведущий встречи в этой ситуации должен молчать особенно, и радоваться, что у него мало работы. Даже если заранее заготовлен список из ста пятидесяти очень умных вопросов, даже если кажется, что встреча идет не так, как запланировано, мы сохраняем приоритет вопросов от детей. И это не обсуждается.

  2. Детям можно спрашивать все. На нашей памяти дети и подростки сами ни разу не задали ни одного глупого и бестактного вопроса.

Вся откровенная дурь была распечатана на бумажках и роздана им заранее.
Поэтому если ребенок спрашивает: «А много ли у вас в Минске фонтанов?» не надо закатывать глаза. Это абсолютно нормальный детский вопрос. Что касается взрослых, и особенно журналистов, мы сохраняем за собой право не отвечать на вопросы, если ответ будет не интересен присутствующим на встрече подросткам.
Чем ведущий может помочь?

  1. Очень редко, но бывает, что нужно прервать взрослого, который начинает задавать свои вопросы по списку на трех листах, читать свои стихи, рассказывать про свою молодость, обсуждать политическое положение Уганды… Очень здорово, если такого человека останавливает ведущий, а не мы сами.

  2. Все, кто выступает, знают, как тяжело говорить, если в зале стоит гул от разговоров. С детьми мы разберемся сами, это не сложно. Очень сложно с сопровождающими взрослыми. Учителя приводят класс и садятся отдохнуть и поболтать. Хорошо, если не на первый ряд. К сожалению, даже библиотекари любят сесть в сторонке и во время встречи быстренько порешать свои рабочие вопросы. Вот что с этим делать? Выгонять из зала? Делать при детях замечание? Нам неудобно, а ведущий может это сделать, не привлекая всеобщего внимания.
    Отдельная история ― вожатые из школьных лагерей. «Кепку сними! Рты закрыли! А ну дай сюда телефон! Рты закрыли, я сказала! А ну слушайте! Я тебя сейчас из зала выведу!». В таких условиях вести встречу невозможно. И если ведущий в силах такого вожатого заставить замолчать, а в идеале — вывести из аудитории, то он окажет нам просто неоценимую услугу.

И еще несколько общих, и, простите, очевидных вещей.

  1. Если зал большой, нужны микрофоны. Микрофонов должно быть, как минимум, два. Если зал настолько большой, что задающих вопросы детей не слышно, то микрофонов должно быть три ― один микрофон мы отдаем в зал.

  2. Если микрофоны нужны и они есть, то они должны работать. Пожалуйста.

  3. Лично нам нужна вода. И два стакана. Очень горло пересыхает :)

  4. Стол и стулья нужны только для раздачи автографов, если это планируется.

  5. Если в зале все-таки много маленьких детей, то, пожалуйста, помогите организовать автограф сессию. К сожалению, мы не можем одновременно писать и следить, чтоб нас не снесло напором из ста пятидесяти человек…

Этот текст не просто так появился. У нас редко бывают неудавшиеся встречи, и каждую лично я (Евгения) очень тяжело переживаю, рефлексирую и думаю, что можно было изменить, и как можно было спасти. Не с каждой аудиторией можно найти контакт, но мне бы хотелось, чтоб «просчетов» было как можно меньше :)

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
olheza
Jun. 18th, 2016 05:08 am (UTC)
Здравствуйте :-)
Золотые слова, Евгения Борисовна!
Приходилось и организовывать, и наблюдать за организовывающими и испытывать желание побить организовывающих... Возьмём Вашу инструкцию на вооружение :-)
pasternak_jane
Jun. 18th, 2016 07:55 am (UTC)
Re: Здравствуйте :-)
Спасибо :)
callmycow
Jun. 18th, 2016 10:37 am (UTC)
Очень хорошая инструкция!
Ещё не надо раздавать детям заготовленных вопросов.
pasternak_jane
Jun. 18th, 2016 07:33 pm (UTC)
Ну да, нет ничего страшнее подготовленных детей :)
mic29
Jun. 18th, 2016 02:15 pm (UTC)
Вот истину говоришь, Женя:)
Еще хорошо, когда детей рассаживают в узком секторе обзора, а не вокруг.
Ну и излишняя самодеятельность тоже нужна в меру. Особенно, когда бедные дети ничего не успевают выучить и начинают заикаться при выступлении.

п.с.
Последний самый смешной вопрос, который мне задали: "а разве вы еще живой?"
:)
pasternak_jane
Jun. 18th, 2016 07:34 pm (UTC)
НАм тоже когда-то девочка сказала: "Как хорошо, что вы живые! А то у меня полная библиотека мертвых писателей..."
arcobaleno_ru
Jun. 20th, 2016 12:51 pm (UTC)
C детьми не встречалась, но и для взрослых многое из этого актуально!!!
Детская Библиотека
Jul. 18th, 2017 07:49 am (UTC)
Приятные встречи для всех
Спасибо за нужную и интересную информацию
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

умная портрет
pasternak_jane
pasternak_jane

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tomohito Koshikawa